10 шедевров коллекции Музея – галереи Боргезе
Алтарь был заказан Рафаэлю Аталантой Бальони , ведущим представителем перуджийской аристократии. Согласно традиции, работа посвящена памяти сына Аталанты, Федерико Бальони, известного как « Грифонетто » (от имени его отца Грифоне, который умер в детстве), который умер после драматической кровопролития. рассказ . Грифонетто совершил ужасное убийство: в ночь на 3 июля 1500 года по случаю свадьбы своего двоюродного брата Асторре Бальони с Лавинией Колонна он фактически участвовал в заговоре, направленном на убийство некоторых из своих родственников-мужчин во сне. а именно великие дяди Гвидо и Родольфо Бальони со своими детьми, которые, по сути, контролировали политику Перуджи.
Заговор был разработан Карло Бальони, известным как «Барджилья», братом Гвидо и Родольфо, при поддержке герцога Камерино Джулио Чезаре Варано. Джампаоло Бальони, чудом избежавший резни, сумел отомстить: он вернулся в Перуджу на следующий день после резни с многочисленными людьми на буксире и убил Грифонетто на улице. Последний, к которому присоединились его мать Аталанта и его жена Зенобия, перед смертью успел попросить прощения за свои грехи и простить своих убийц. Похоже, Аталанта, положив окровавленную одежду своего сына на ступеньки собора, сказал: «Это последняя кровь, текущая в Перудже».
История Pala Baglioni
По словам Вазари , через несколько лет после этих трагических событий, примерно в 1505 году, Аталанта Бальони поручил Рафаэлю, находившемуся в Перудже в том году для выполнения других обязательств, « мертвого Христа, которого предали для погребения ». Если создание алтаря Аталантой было установлено, предполагаемая связь между выбранным предметом и убийством Грифонетто , решительно поддержанная в XIX веке определенной романтической критикой , не имеет исторических и документальных подтверждений .
Конечно, Вазари, восхваляя способность Рафаэля изобразить «боль, которую испытывают самые близкие и самые любящие родственники, помещая тело какого-нибудь дорогого человека, в котором действительно заключаются добро, честь и польза для всей семьи», не внес ни малейшего вклада. немного, чтобы питать эту традицию. Конечно, в этой интимной и частной сцене захоронения такая мать, как Аталанта, потерявшая сына таким трагическим образом, могла только идентифицировать себя.
Алтарь был помещен в часовню Бальони в церкви Сан-Франческо, где уже была юная картина Рафаэля, а именно Пала дельи Одди , заказанная несколькими годами ранее, в 1502 году, Алессандрой Бальони, женой Симоне дельи Одди, точно так же, как алтарь алтарь. Состояние Pala Baglioni было сенсационным и способствовало успеху художника, которого позже вызвал в Рим папа Юлий II.
Запрестольный образ сохранился в церкви до 1608 года; в тот же день, Рафаэля Отложение был переведен в Рим по приказу папы Павла V , который через короткое апостольского дара центральной панели к своему племяннику Сципиона Боргезе , искусство любовника , который не гнушается использовать все средства, законным и незаконным, в обогатить свою коллекцию. Протесты перуджий были бесполезны, и им пришлось довольствоваться копией, заказанной Кавалером д’Арпино , покойным художником-маньеристом, которого в то время очень ценили.
Источники сообщают, что художник эпохи барокко Джованни Ланфранко также сделал копию Сказания , которая, однако, до нас не дошла. На самом деле вполне возможно, что копия Ланфранко никогда не была сделана; возможно, изначально он был только введен в эксплуатацию, а позже задание перешло к Арпино.
Полиптих был расчленен французами в 1797 году. Предела и три панели с добродетелями вернулись в Италию из Франции в 1816 году; Вера, Надежда и Милосердие остались в Риме, фриз вернулся в Перуджу. Cymatium с Вечным у нас есть версия, едва написанная Рафаэлем, возможно, работа его помощника Доменико Альфани, возможно, копия.
Источники вдохновения
Для этой внезапной смены темы Рафаэля, возможно, вдохновил классический предмет, а именно Транспортировка тела Мелеагра , присутствующего в некоторых древнеримских саркофагах, очевидно известных художнику, возможно, из исследований или репродукций. На самом деле общая композиция сцены аналогична : многие фигуры окружают тело умершего, которого переносят в гробницу. Мотив левой руки Мелеагра, которую держит его педагог, также похож, повторно предложенный Рафаэлем в жесте Магдалины, сжимающей руку Христа.
Боргезе Отложение
Центральная панель Pala Baglioni со сценой переноса Христа к гробу представляет собой серию персонажей, разделенных на две группы . На переднем плане слева двое мужчин, один немного более зрелый, с бородой (возможно, Иосиф Аримафейский), а другой очень молодой, несут тело Христа, снятое с креста, к гробнице, вход в которую ступеньки можно увидеть у левого края стола.
Трое других людей собираются вокруг тела Иисуса, в том числе святой Иоанн- эфеб слева и пожилой мужчина в центре (который может быть Никодимом или святым Петром, которых обычно нет в Священных Позициях, но здесь можно узнать по цвету изображения). зеленые и желтые одежды, типичные для его иконографии) и обезумевшая Мария Магдалина с растрепанными волосами, которая берет за руку возлюбленного Мессии. Никодим (или Питер) смотрит на зрителя, чтобы эмоционально вовлечь его. Справа от сцены Мария теряет сознание при поддержке трех молодых женщин.
Драматическая интенсивность выражения , не лишена определенная нагруженной театральность, показывает , что Рафаэль , направленная на окончательном преодолении умбрийской-Tuscan традиции , в которой он обучался, и преподавание Перуджино , в частности, в интенсивном поиске синтеза между идеальный баланс классической обстановки и проявления движений души по определению Леонардо, то есть чувств и настроений.
На заднем плане, в правом верхнем углу, вы можете увидеть гору Голгофу с тремя безнадежно пустыми крестами , которые все еще подняты. В центре простирается безмятежный холмистый пейзаж с замком, водоемом и далекими голубыми горами, окутанными туманом, нарисованными с использованием техники нюансов и воздушной перспективы, которую Рафаэль перенял у Леонардо да Винчи .
Молодой человек на переднем плане , красивый в лице и смелый в теле, потянулись назад , чтобы поддержать вес трупа, всегда был самой знаменитой фигурой на сцене. Его очень любили критики девятнадцатого века, и он отождествлялся с тем Грифонетто, которому по традиции был посвящен алтарь. Также в лице Магдалины кто-то предложил узнать черты лица Зенобии Сфорца, жены Грифонетто. Вместо этого Мария изобразила Аталанту Бальони. Однако эти гипотезы не имеют конкретной основы.
Влияние Микеланджело
Как свидетельствуют рисунки и зарисовки, сделанные за годы его пребывания во Флоренции, Рафаэль был очень впечатлен темами героического насилия, рукопашного боя, ярости и боли, мастерски адресованными Леонардо и Микеланджело в мультфильмах для битвы при Ангиари и Кашина, которые не преминул глубоко изучить молодой живописец из Урбино, о чем свидетельствует один из его набросков из мультфильма Леонардо «Битва при Ангиари».
Но особенно заметно влияние Микеланджело . Фактически, как изучение композиции, так и отдельных персонажей относятся к искусству Буонарроти: молодой человек в центре, поворот женщины, присевшей вправо, взят из Doni Tondo (который, безусловно, был у Рафаэля. возможность увидеть, в свою очередь, нарисовав для Дони два портрета), и самого Христа, который является настоящим данью уважения Ватиканской Пьете .
Совершенно законно предположить, что Рафаэль уже побывал в Риме до 1508 года (когда он был вызван туда Юлием II для фрески залов Ватикана) и что в этом случае он восхищался уже знаменитой Пьетой Микеланджело.
Эти данные вместе с драматизирующими цитатами из Лаокоона , заметными в образе Никодима, показывают, как Урбинат пытался примирить асимметрию и динамические ритмы картины Микеланджело (противопоставляя две отдельные группы фигур) с классическим выражением pàthos , рассказанных согласно эллинистической традиции через красноречивые жесты и нагруженные проявления.